Особенности преподавания метадисциплин на курсах повышения квалификации


В статье рассматриваются возможности применения результатов анкетирования слушателей для повышения качества преподавания метадисциплин; представленный материал основан на опыте проведения обучения специалистов образовательных организаций среднего профессионального образования по использованию АИСУ «Параграф».


В статье рассматриваются возможности применения результатов анкетирования слушателей для повышения качества преподавания метадисциплин; представленный материал основан на опыте проведения обучения специалистов образовательных организаций среднего профессионального образования по использованию АИСУ «Параграф».

Одним из приоритетных направлений деятельности Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» является повышение квалификации работников образовательных организаций в области информатизации и оценки качества образования. В контексте данной публикации рассматривается опыт работы по программам обучения для метадисциплин, которые освещают теоретические и практические вопросы, связанные с формированием и эффективным использованием баз данных, и предназначены для специалистов, чья деятельность связана с актуализацией информации и составлением аналитико-статистической отчётности. Содержание обучения включает в себя следующие компоненты: приобретение и структурирование знаний по теме; организация информационного взаимодействия; способы актуализации, извлечения, резервирования и интеграции информации с учётом опыта профессиональной деятельности слушателей.

Информационные ресурсы образовательных организаций содержат актуальные данные об учреждении, кадровом составе, контингенте обучающихся, материально-технической базе, сведения об образовательном процессе. В связи с этим к работе с информационными системами привлекаются сотрудники организации различных специальностей. При традиционном подходе к организации обучения групп, имеющих смешанный состав, возникали сложности, обусловленные различным уровнем теоретической подготовки слушателей и спецификой их практической деятельности. Таким образом, появилась потребность в новом, гибком алгоритме комплектования групп, который быстро настраивается и позволяет обеспечить определенный уровень качества преподавания.

Рассмотрим некоторые особенности нового подхода. На этапе подачи заявки на курсы повышения квалификации слушателям предлагается заполнить анкету, включающую вопросы о занимаемой должности, основных направлениях деятельности, опыте работы с автоматизированными информационными системами, уровне компьютерной грамотности и др.

Основным критерием для формирования отдельных групп является поле «должность», позволяющее определить направление практической части обучения слушателя.

Преподаватель, обучающий специалистов, которые редактируют и извлекают информацию, основное время занятий посвящает методам работы по формированию, актуализации и функционированию информационных ресурсов образовательной организации.

При обучении специалистов, отвечающих за техподдержку и администрирование ИТ-инфраструктуры организации, больше внимания уделяется вопросам информационно-технологического сопровождения программного комплекса.

Обучение руководителей и административных работников, осуществляющих оперативное и стратегическое руководство организацией, направлено на получение системных знаний о работе программного комплекса и его эффективном использовании в управленческой и образовательной деятельности, о реализации возможности распределения обязанностей и делегирования ответственности при работе сотрудников с информационной системой.

Критерий «опыт работы с информационными системами» позволяет определить методы подачи теоретического материала и подобрать варианты практических задач для следующих категорий:
• слушателей, которым нужны базовые знания по работе с программным обеспечением и навыки выполнения практических заданий;
• слушателей, которым нужно повысить квалификацию в области использования баз данных для решения профессиональных задач с учётом опыта эксплуатации программного обеспечения.

Сформированные таким образом группы имеют однородный состав слушателей, как по уровню теоретической подготовки, так и в части практических профессиональных потребностей. Это даёт возможность преподавателю наиболее рационально использовать учебное время занятия.

По окончании обучения мы предлагаем провести мониторинг для оценки качества предоставленных образовательных услуг.

Анкета для слушателей содержит следующие пункты:
• степень удовлетворённости качеством предоставленных образовательных услуг (в целом);
• доступность учебного материала;
• практическая значимость знаний;
• психологическая атмосфера на занятиях.

Анализ полученных ответов даёт возможность преподавателю оценить алгоритм действий при комплектовании групп и скорректировать отдельные части программы в зависимости от профессиональных потребностей слушателей.

В случае долгосрочного курса повышения квалификации кроме предварительных и итоговых мониторингов считаем целесообразным проведение промежуточных опросов для определения наиболее востребованных практических задач. Полученные результаты позволяют вносить оперативные изменения и дополнения в планы отдельных занятий в процессе обучения группы. Таким образом, мониторинг является средством эффективного взаимодействия между преподавателем и слушателями на протяжении всего курса обучения.

Вышеизложенный подход к организации и проведению преподавания метадисциплин, основанный на опыте реализации программы повышения квалификации «Использование АИСУ „Параграф“ в деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования», на наш взгляд, является одним из средств повышения качества обучения.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика