Реализация системы дистанционного обучения в Санкт-Петербурге


Дистанционные образовательные технологии должны рассматриваться как естественная составляющая региональной системы образования. Использование возможностей дистанционных образовательных технологий направлено на обеспечение равных возможностей всех категорий учащихся к получению качественного образования.


Дистанционные образовательные технологии должны рассматриваться как естественная составляющая региональной системы образования. Использование возможностей дистанционных образовательных технологий направлено на обеспечение равных возможностей всех категорий учащихся к получению качественного образования.

Создание условий для массового применения эффективных информационных технологий в области образования обусловлено постепенным переходом от индустриального общества к информационному, в котором научные знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни людей.

Система дистанционного обучения способствует реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания, возраста, социального происхождения и состояния здоровья.

Характерными чертами дистанционного обучения являются:
• гибкость — возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе;
• модульность — возможность из набора независимых учебных курсов, модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;
• охват — одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний) большого количества обучающихся. Общение через интернет друг с другом и с педагогами;
экономичность — эффективное использование учебных площадей, технических и транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на обучение специалистов;
• технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство;
социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучающегося.

Дистанционное обучение базируется на основных принципах:
• принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
• принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды;
• принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе, в удобное для них время;
• принцип модульности, позволяющий использовать обучающемуся и преподавателю необходимые им учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
• принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.

Информационные технологии сегодня стали обязательным условием для эффективного функционирования образовательной среды. Санкт-Петербург обладает значительным научно-образовательным потенциалом, представляющим уже разработанные и реализованные инновационные проекты.

С 2010 года в регионе на базе ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «РЦОКОиИТ» функционирует Центр дистанционного обучения, который сегодня является информационно-методическим и ресурсным центром, объединяющим образовательные учреждения города.

ЦДО Санкт-Петербурга организует и поддерживает сетевое взаимодействие образовательных учреждений, учащихся и педагогов региона, создает информационные методические и учебные ресурсы на городском портале дистанционного обучения.

В регионе с 2014 года развернута региональная система образовательных видеоконференций, благодаря которой образовательные учреждения имеют уникальную возможность прослушивать интерактивные лекции ведущих специалистов, организовывать участие школьников и педагогов в дистанционных мастер-классах, участвовать в дистанционных конференциях и семинарах.

Реализуемые в Санкт-Петербурге технологии способствуют:
• повышению продуктивности совместной учебной деятельности обучающихся;
• достижению современных требований к качеству образования обучающихся;
• повышению интереса родителей к учебной деятельности обучающихся;
• доступности получения качественного образования и социализации обучающихся;
• повышению мотивации обучающихся к учебе.

В регионе накоплен опыт работы по дистанционному обучению детей-инвалидов. В рамках данного проекта обеспечивается технологическое и информационное сопровождение школ, использующих в образовательном процессе дистанционные образовательные технологии.

Эффективная техническая организация образовательной сети региона, ее качественное информационное наполнение стали системообразующими факторами регионального образования.

Образовательный процесс построен с использованием информационно- образовательной среды на базе Moodle. Обучение проходит индивидуально, удаленно от преподавателя, одновременно с применением технологий видеоконференции, с использованием электронных образовательных ресурсов информационно-образовательной среды (http://do2.rcokoit.ru).

За подготовку педагогических кадров отвечает сектор дистанционного обучения РЦОКОиИТ. Обучение проходит в очной форме с использованием дистанционных образовательных технологий на сайте повышения квалификации http://do3.rcokoit.ru. В рамках дополнительного образования педагоги знакомятся с современными сетевыми сервисами, средствами разработки дистанционных курсов, проектированием занятий с использованием коллекций электронных образовательных ресурсов, представленных в интернете. Более 500 педагогов, преподающих разные учебные дисциплины, прошли обучение по программе «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ».

К стратегическим направлениям развития системы внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий относятся:
• развитие региональной информационно-образовательной среды, направленной на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и обеспечивающей выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов;
• формирование системы для обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья или временные ограничения для посещения образовательного учреждения;
• становление практики педагогически обоснованного применения электронного образования, дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях.

Цель — обеспечение доступности и повышение качества образования для всех категорий обучающихся на основе оптимального использования ресурсных возможностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Основные задачи создания и внедрения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
• развитие региональной инфраструктуры, обеспечивающей образовательный процесс с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• формирование нормативной базы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• отработка моделей организации электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
• подготовка кадров к применению электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• обеспечение методической поддержки педагогических работников, внедряющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Социальные группы потребителей образовательных услуг:
• обучающиеся образовательных учреждений, изъявившие желание получать образовательные услуги с применением дистанционных образовательных технологий;
• обучающиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья для посещения образовательного учреждения.

В структуру разрабатываемых сетевых учебно-методических комплексов входят:
• учебные и методические материалы;
• цифровые образовательные ресурсы;
• аудио- и видеолекции;
• интерактивные тренажеры и демонстрации;
• банки тестовых заданий;
• средства коммуникации (форумы, чаты, видеоконференции).

Разрабатываемые информационные ресурсы, сетевые электронные учебные курсы размещаются на серверах РЦОКОиИТ. Вся информационная и технологическая среда сводится в единый информационно-образовательный портал, включающий в себя следующие модули:
• модуль электронных ресурсов, которые можно использовать как для полного самостоятельного изучения обучающимися, так и частичного);
• модуль цифровых ресурсов (ссылки на все доступные образовательные ресурсы);
• модуль взаимодействия организаций, входящих в региональную систему образования.

К стратегическим приоритетам развития относятся:
• развитие инфраструктуры дистанционного обучения;
• совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации дистанционных образовательных технологий;
• формирование материально-технической базы системы дистанционного обучения, в том числе для разработки учебно-методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
• формирование организационно-управленческой структуры системы дистанционного обучения;
• разработка критериев, средств и систем контроля качества обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика