Проектная деятельность в современной цифровой образовательной сфере


Материал подготовлен научным руководителем, директором и группой педагогов школы N212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Он посвящен опыту проектной деятельности учеников трех ступеней образования — начальной, основной и средней. Материалы научного руководителя содержат общетеоретические подходы, директор пишет об организационных вопросах, педагоги представляют конкретные проекты.

Кузьмина М.В., директор школы № 212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Ильина Н.А., Андреева О.С., Данилова Е.А., Федорова Н.А., учителя начальных классов школы № 212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Косаренко Н.О, Воронкова А.Л., Салимгареева П.И., Розова В.С., учителя школы № 212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Хотина Ю.П., Сухорукова Е.В., Михайлова С.Ю., Михайлова И.Е., учителя школы № 212 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Проектная деятельность в современной цифровой образовательной среде

В современной системе российского школьного образования очень важную роль играет проектная деятельность, о чем свидетельствует пристальное внимание к ее организации со стороны ученых-теоретиков и практиков [1, 4-6].

Система образования не всегда успевает подстраиваться под те изменения, которые происходят в окружающем мире. Для того чтобы выпускники школы могли найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

Проектная деятельность помогает обучающимся

  • соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире, сделать знания и умения более практикоориентированными, связанными с жизнью;
  • обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении разных предметов школьной программы, установить межпредметные связи;
  • сформировать метапредметные умения, связанные с планированием своей деятельности, поиском информации, ее систематизацией, представлением в разных формах, анализом результатов своей работы;
  • совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
  • пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для школьников;
  • развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный стремительно меняющийся мир;
  • обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.

По этой причине проектная деятельность в современном образовательном пространстве столь важна и востребована.

Требования к организации образовательного процесса с учетом идей цифровой дидактики

Новая дидактика (ее целесообразно назвать цифровой по аналогии с цифровой экономикой, цифровыми технологиями, цифровыми инструментами и т. д.) рассматривает организацию обучения в условиях цифровой трансформации. Педагогическими вузами России сейчас разрабатываются положения этой новой цифровой дидактики.

Цифровая дидактика пока только складывается. Не вполне определен понятийный аппарат, не сложилось еще четкой классификации способов организации образовательного процесса в условиях школьного обучения и вне школы. Есть сложности с выбором цифровых образовательных ресурсов и конструированием цифровой образовательной среды.

Для цифровой дидактики уже определены основные закономерности и принципы. Работа по формулированию таких закономерностей и принципов была выполнена в ФИРО авторским коллективом (Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю.) в работе «Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения» [3].

Закономерности и принципы цифровой дидактики представлены в таблице 1.

Таблица 1

ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА — ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Закономерности — ведущие положения, определяющие требования к организации образовательного процесса

Принципы — основные правила организации обучения

  • Образовательный процесс основан на активной самостоятельной работе обучающихся
  • Дедуктивный подход к представлению информации
  • Изменение правил и приоритетов в постановке целей (они ориентированы на учащихся, предполагают наличие цифровых инструментов для оценки достигнутых результатов и учитывают возможные разные уровни усвоения материала)
  • Изменение стиля работы педагога
  • Изменение системы оценивания (формирующее и включенное оценивание)
  • Усиление практической направленности обучения
  • Насыщенность образовательной среды
  • Доминирование учения над преподаванием
  • Включенное оценивание
  • Мультимедийность
  • Персонализация
  • Успешность
  • Сотрудничество и взаимодействие
  • Адаптивность образовательного процесса
  • Нарастание сложности
  • Практическая направленность
  • Целесообразность использования ресурсов

Конкретную роль и значение закономерностей и принципов цифровой дидактики рассмотрим при описании особенностей проектной деятельности на современном этапе.

Особенности организации проектной деятельности с учетом требований цифровой дидактики

Проект в широком смысле — это деятельность, ограниченная во времени и направленная на достижение определенного результата. У любого проекта всегда есть цель – прийти к какому-то выводу, создать продукт или реализовать услугу.

Учебные проекты тоже обычно регламентируются определенными сроками и подразумевают решение какой-то новой, зачастую злободневной и актуальной проблемы в рамках кругозора обучающихся. Многие проекты направлены на достижение социально востребованных результатов.

Проектная деятельность в школе направлена не только на предметные результаты, но и в большей мере на формирование универсальных, гибких умений и навыков (soft skills), а также конкретных, прикладных навыков (hard skills).

Проектная деятельность помогает в персонализации обучения, поскольку учащиеся выполняют проекты в соответствии со своими интересами и потребностями.

При выполнении проектов учащиеся работают самостоятельно – индивидуально или в группе, при этом, безусловно, учение доминирует над преподаванием, педагог лишь помогает обучающимся продвигаться по пути выполнения проекта, содействует в преодолении трудностей и проблем.

Выполнение проектов тесно связано с сотрудничеством и взаимодействием в образовательном процессе, учащиеся взаимодействуют между собой, общаются со специалистами, экспертами, причем важное значение имеет не только реальное, но и виртуальное взаимодействие.

При организации проектной деятельности используется формирующее и критериальное оценивание. Критерии всегда ориентируются на учащихся и задают те параметры, которым должен соответствовать учебный проект.

При выполнении учебных проектов учащиеся ставят перед собой цели и достигают их, тем самым создается ситуация успешности, учащийся начинает верить в свои силы и возможности.

Проектная деятельность пронизывает все годы обучения в школе, постепенно усложняется, учащиеся продвигаются по «лестнице успеха».

Подводя краткий итог, можно сказать, что при реализации проектной деятельности реализуются все принципы цифровой дидактики.

Требования ФГОС к организации проектной деятельности

В начальной школе у учащихся должны появиться базовые знания об учебных проектах и сформировано умение выполнять несложные индивидуальные и групповые проекты, в том числе и межпредметного характера.

В основной школе у учащихся формируется навык участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах, научно-практических конференциях. Учащиеся приобретают опыт в выполнении индивидуальных и групповых проектов.

В старшей школе проектная деятельность должна быть направлена на формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Формирование системных знаний в области проектной деятельности поддерживается учебным предметом «Основы проектной и исследовательской деятельности».

В основу организации проектной деятельности положены важные педагогические основания. Рассмотрим их более детально.

6 П проектной деятельности. Необходимость обеспечения преемственности в проектной деятельности на разных уровнях образования

При организации проектной деятельности в современной цифровой образовательной среде важно обращать внимание на следующие принципы цифровой дидактики:

  • насыщенности образовательной среды (с точки зрения обеспеченности ресурсами и создания продуктов проектной деятельности);
  • персонализации (индивидуальный подход к выбору тем и проблем проектов, к созданию продуктов проектной деятельности);
  • мультимедийности (возможность использования разных инструментов при создании продуктов и, как следствие, продукты могут быть представлены в текстовой, графической форме, в формате аудио и видео);
  • успешности (каждый учащийся должен достигать запланированного результата с учетом своих интересов и возможностей).

Последовательность организации проектной деятельности определяют 6П (рис. 1):


Рис. 1. 6П проектной деятельности

П1. Каждый учебный проект начинается с выбора проблемы, над которой предстоит работать учащимся. Проблема должна быть актуальной, важной и значимой для учащегося. Проблема тесно связана с темой.

Проблема обычно формулируется как вопрос (сложный и многогранный), на который нужно найти ответ. А тема – это название проекта, которое выносится в его описание (таблица 2).

Таблица 2

Проблема

Тема

Закономерности — ведущие положения, определяющие требования к организации образовательного процесса

Принципы — основные правила организации обучения

Почему надо хранить историческую память?

Дорога жизни – память о блокаде Ленинграда

Почему математика «ум в порядок приводит»?

Математика в нашей жизни

Почему «Законы физики — это холсты, на которых Бог творит свои шедевры»?

Роль законов физики в объяснении законов окружающего мира

Чему нас учат произведения Н. В. Гоголя?

«Гоголь – поэт жизни действительной» (В. Г. Белинский)

Проблема и тема проекта уточняются и конкретизируются в процессе описания аппарата проекта (рис. 2).


Рис. 2. Аппарат проекта

По мере приобретения опыта в проектной деятельности учащиеся должны научиться следующему:

  • обосновывать актуальность темы, которую они выбрали;
  • определять, какой аспект темы они рассматривают (объект изучения) и что конкретной они изучают (предмет изучения);
  • формулировать цель выполнения проекта (она должна быть одной и описывать планируемый результат);
  • определять задачи как шаги для достижения цели.

П2. Учащиеся всегда планируют работу над проектом, используя разные техники планирования (например, диаграммы Ганта, электронные календари, ленты времени и др.)

Очень важно на этом этапе научить учащихся разным техникам планирования, так как планирование – универсальное умение, очень востребованное во всех областях жизни.

Рассмотрим разные техники планирования.

Диаграмма Ганта

Этап работы / содержание работы

Начальный (месяцы)

Основной (месяцы)

Итоговый (месяцы)

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Выбор темы

Планирование работы

Поиск информации

Создание продукта

Оформление документов

Представление проекта

Цветной календарь

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Работа над проблемой (темой)

Планирование работы

Поиск информации

Создание продукта

Подготовка к представлению проекта

Лента времени

П3. Чрезвычайно важно при выполнении проекта осуществить поиск разнообразной информации и отобрать достоверную.

Важно, чтобы учащиеся понимали: в настоящее время можно пользоваться разными источниками для поиска информации (рис. 3).

Актуальная задача данного этапа – определение достоверности найденной информации. Достоверность – то, что показывает качество информации, отражает ее полноту и точность. Достоверность характеризуется отсутствием искажений информации. На неё влияют не только подлинность сведений, но также и адекватность способов, которыми она была получена.

Учащиеся должны понимать, что достоверность информации повышается, если мы используем информацию, представленную авторитетным специалистом (т.е. человеком, который известен в области, из которой мы используем информацию) и авторитетной организацией (организацией, которая занимается решением обозначенной проблемы).

На этапе поиска информации обучающиеся также учатся описывать её по ГОСТ, соблюдать авторские права, не допускать использование плагиата.


Рис. 3. Источники информации для проекта

П4. В процессе работы над проектом создаются продукты проектной деятельности (о них отдельный разговор ниже).

Продукт проектной деятельности – это результат выполнения проектной работы, который потенциально решает проблему или задачу участников проекта и создается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой. Продукт проектной деятельности – то, ради чего задуман проект.

П5. Заканчивается работа над проектом его представлением.

В настоящее время можно использовать разные способы представления учебных проектов (рис. 4).

Важно, чтобы на протяжении школьной жизни учащиеся поучаствовали в разных способах представления и получили опыт публичных выступлений, ответов на вопросы, подготовки материалов, сопровождающих выступление.


Рис. 4. Способы представления результатов проектной деятельности

П6. В настоящее время очень важно, чтобы собирались и систематизировались материалы по выполненным проектам. Поэтому в процессе создания проектов должны создаваться портфолио проектов.

Способы обеспечения преемственности проектной деятельности в школе

Очень важно, чтобы при организации проектной деятельности осуществлялась преемственность между начальной, основной и старшей школой. Постепенно, шаг за шагом у учащихся должны формироваться умения, необходимые для работы над проектом (рис. 5).

На рисунке преемственность рассмотрена с позиций 6 П проектной деятельности.


Рис. 5. Преемственность в реализации этапов проектной деятельности на разных уровнях образования

Преемственность может быть реализована разными способами (рис. 6).


Рис. 6. Способы обеспечения преемственности

Создание цифровых продуктов проектной деятельности

Главным результатом любого учебного проекта является продукт проектной деятельности. Это может быть материальный или виртуальный объект, текстовая работа (рис. 7).


Рис. 7. Продукты проектной деятельности

Очень важно, чтобы в современных условиях продукт проектной деятельности был по возможности цифровым, т.е. созданным с использованием возможностей цифровых технологий. Ориентация учащихся на создание цифровых продуктов проектной деятельности позволит формировать у них систему цифровых компетенций, востребованных в современном обществе.

STREAM подход в обучении и реализации проектной деятельности

STREAM подход – это образовательная модель, объединяющая естественные науки, математику и инженерные предметы в единую систему. Важную роль в подходе играет и гуманитарная составляющая (рис. 8).

В данном подходе естественно-научные предметы, предметы технологического цикла (информатика, информационные технологии), чтение как элемент функциональной грамотности, предметы инженерной направленности, гуманитарные предметы, математика рассматриваются в единстве.


Рис. 8. STREAM-подход в организации проектной деятельности

В основе Stream-модели интегративный подход: биологию, физику, химию и математику преподают не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных технологических задач. Такой подход учит рассматривать проблемы в целом, а не в разрезе одной области науки или технологии.

При организации проектной деятельности очень важно понимать, что при выборе тем и проблем проектов нужно ориентироваться на интеграцию учебных предметов, на реализацию межпредметных связей. А при создании продуктов проектной деятельности важную роль должны играть цифровые технологии.

Роль проектной деятельности в формировании функциональной грамотности у учащихся

Одна из ключевых особенностей обновленных ФГОС, которые функционируют с 1 сентября 2022 года, – акцент на формирование функциональной грамотности учащихся [10, 11].

А. А. Леонтьев отмечает, что «функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [9].

Н. Ф. Виноградова считает [7], что функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности, современный ребенок должен обладать следующими качествами:

  • готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • способностью строить социальные отношения;
  • совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Таким образом, в современном обществе формирование функциональной грамотности действительно становится очень важной задачей.

В функциональной грамотности обычно выделяют инвариантный и вариативные компоненты (рис. 9).

Формирование функциональной грамотности может происходить разными способами, но проектная деятельность играет в решении этого вопроса важную роль.

Рассмотрим связь компонентов функциональной грамотности с возможностями проектной деятельности (таблица 3).


Рис. 9. Компоненты функциональной грамотности

Таблица 3

Компоненты функциональной грамотности

Связь с проектной деятельностью

Инвариантные компоненты

Читательская грамотность

Учащиеся в процессе поиска информации работают с “бумажными” и “электронными” источниками, учатся отбирать нужную информацию и определять ее достоверность

Математическая грамотность

Учащиеся выполняют расчеты, чертежи, создают математические модели

Естественнонаучная грамотность

Учащиеся исследуют и объясняют явления природы

Вариативные компоненты

Финансовая грамотность

Учащиеся выбирают темы проектов, связанные с планированием бюджета, расчетом кредитов и вкладов

Глобальные компетенции

Учащиеся сочетают при выполнении проектов знания, умения, взгляды, отношения и ценности, важные для решения глобальных проблем, стоящих перед людьми

Креативное мышление

Учащиеся планируют при выполнении проекта создание творческих, инновационных продуктов проектной деятельности

Технология портфолио

“Портфо?лио” — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.) Этот термин встречается в разных областях.

«Портфолио» в образовательном процессе – это

  • коллекция работ и результатов деятельности учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
  • выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения;

Портфолио используется для следующих целей:

  • для оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов,
  • как возможность продемонстрировать свои возможности и достижения.

При выполнении учебных проектов учащиеся создают разнообразные документы: описание аппарата проекта (цель, задачи, объект и предмет изучения и др.), обзор и описание информационных ресурсов, описание продукта проектной деятельности, дневник проекта и др. – и все это может быть объединено в портфолио проекта.

Желательно, чтобы портфолио было цифровым (электронным). Способы создания электронного портфолио представлены в таблице 4.

Таблица 4

Способ создания

Ресурсы для создания

Особенности

Создание системы папок с документами на компьютере

Любая операционная система

Должна быть хорошо продумана система папок

Создание системы сетевых папок

Облачные ресурсы, например, Яндекс.Диск

Должна быть хорошо продумана система папок

Создание специального индивидуального или группового сайта со страницами для размещения документов

Инструментальные системы для создания сайтов

Количество страниц не должно быть большим, необходимо продумать иерархию страниц

Размещение материалов на индивидуальной странице общего сайта (школьного, методического объединения, учительского и др.)

Ресурсы, которые использовались для создания школьного сайта

Необходимо продумать структуру страницы

Интеграция

Интегра?ция — процесс объединения частей в целое. Одна из задач при выполнении учебных проектов – интеграция знаний и умений, полученных на всем протяжении школьного обучения.

Можно говорить о разных направлениях интеграции при реализации учебных проектов (рис. 10):


Рис. 10. Направления интеграции в проектной деятельности

Рассмотрим разные направления интеграции (таблица 5).

Таблица 5

Направления интеграции

Описание

Знания из разных предметов

Необходима на всех этапах школьного обучения, в особенности в старших классах. Учебные проекты должны обеспечивать такую интеграцию, чтобы каждый проект охватывал разные предметные области

Использование информационных ресурсов

При выполнении проектов учащиеся используют книги, журнальные статьи, интернет-ресурсы, материалы, представленные в экспозициях и на сайтах музеев

Школьного и внешкольного обучения

В настоящее время учащиеся посещают большое количество учреждений дополнительного образования, созданных в рамках проекта “Успех каждого ребенка”: кванториумы, it-кубы и др. Знания и умения, полученные в рамках дополнительного образования, должны использоваться при выполнении проектов

Методов изучения

В каждом проекте есть объект и предмет изучения. Для их изучения может использоваться широкий спектр методов: информационные ресурсы, наблюдение, анкетирование и интервьюирование и др.

Способов создания продуктов

Основной результат проектной деятельности – продукт, который может создаваться разными способами. Одновременно при создании продукта учащиеся могут использовать 3D-моделирование, создание сайта и другие подходы

Ориентация на проводимые конкурсы проектных и исследовательских работ

В настоящее время проводится большое количество конкурсов проектных и исследовательских работ. При выборе тем и проблем проектов очень важно ориентироваться на возможное участие учащихся в этих конкурсах.

Например, на сайте «Академия Педагогики» проводится Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» (http://pedakademy.ru/?page_id=119).

В конкурсе могут принять участие учащиеся четырех возрастных групп: 1-4, 5-6, 7-8, 9-11 классов. Цель конкурса состоит в повышении качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Участие в конкурсах важно по следующим причинам:

  • учащиеся приобретают навык оформления конкурсных документов;
  • учащиеся получают возможность сравнить свои результаты с результатами других участников и спрогнозировать направления саморазвития;
  • учащиеся приобретают навык представления выполненной работы, если в конкурсе есть этап публичного представления.

Система работы школы № 212 Фрунзенского района в области проектной деятельности

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом».
К.Д. Ушинский
.

Общие подходы к организации проектной деятельности

212-я школа Фрунзенского района Санкт-Петербурга – обычная школа. Но достаточно показательным является такой отзыв, размещенный на сайте школы: “По мнению моего сына, это самая лучшая школа в мире! Сравнивать есть с чем, так как до этого были две другие. И хороша она прежде всего своими учителями! Дело не только в качестве преподавания, а в отношении к ученикам. Очень спокойная, благожелательная атмосфера. За что им огромное спасибо! Все современное оборудование, необходимое для учёбы, в школе есть” (Татьяна Радбиль, 2021-05-03 08:37:45 Санкт-Петербург).

Большое внимание в школе уделяется организации проектной деятельности. Предпринята попытка создать управляемую систему по этому направлению работы.

Эта система обеспечивается следующими особенностями:

  1. нормативной базой, поддерживающей организацию проектной деятельности;
  2. наличием преемственности между проектной деятельностью в начальной, основной и старшей школе;
  3. наличием заместителя директора по учебно-воспитательной работе, курирующего эту деятельность;
  4. наличием единых критериев оценивания хода и результатов проектной деятельности.

Одна из важных задач в проектной деятельности, которую решают учителя, – это обеспечение преемственности в выполнении проектов между начальной, основной и старшей школой. При этом важен как содержательный, так и организационные аспекты.

При формировании школьных критериев оценивания проектной деятельности учитывалось, что эти критерии должны выполнять следующие функции:

  • устанавливать систему требований к проектной деятельности;
  • быть простыми и понятными для всех субъектов образовательного процесса (руководства, учителей, учащихся, родителей, сторонних экспертов);
  • быть едиными для всех уровней образования (при переходе от уровня к уровню количество критериев возрастает);
  • быть открытыми (представленными на сайте школы и сайтах методических объединений).

При создании критериев в основу были положены 6П проектной деятельности, за которыми стоят основные разделы, по которым группируются критерии (таблица 6). Перечислим эти 6П.

  1. Проблемы и темы проектов.
  2. Планирование проектной деятельности.
  3. Поиск информации для выполнения проектов.
  4. Продукты проектной деятельности.
  5. Представление результатов работы по выполнению проектов.
  6. Портфолио проектов.

Таблица 6

Разделы критериев

Содержание критериев

Проблемы и темы проектов

Начальная школа

  • Проблема сформулирована как вопрос, на который нужно найти ответ.
  • Тема вытекает из проблемы.

Основная школа

  • Проблема разбита на ряд вопросов, на которые нужно найти ответ.
  • Обоснована актуальность выбранной темы.

Старшая школа

  • Определены объект и предмет изучения.

Планирование проектной деятельности

Начальная школа

  • Составлен план, определяющий основные этапы выполнения проекта и сроки их реализации.

Основная школа

  • Используются техники планирования (диаграмма Ганта, цветной календарь).

Старшая школа

  • Используется самооценка и взаимная оценка для анализа хода выполнения проекта.

Поиск информации для выполнения проектов

Начальная школа

  • Используются разные источники информации.

Основная школа

  • Используемые источники информации являются достоверными.

Старшая школа

  • В описании проекта присутствует раздел с анализом информационных ресурсов.
  • Информационные ресурсы описаны в соответствии с ГОСТ.

Продукты проектной деятельности

Начальная школа

  • Созданный продукт соответствует проблеме и теме проекта.

Основная школа

  • При создании продукта использованы возможности цифровых технологий.

Старшая школа

  • В документах, сопровождающих проектную деятельность, есть техническое задание на создание продукта и его описание.

Представление результатов работы по выполнению проектов

Начальная школа

  • Подготовка презентаций (инфографики, видео и др.) для представления проектов.
  • Представление результатов выполнения проектов на школьной конференции.
  • Представление результатов выполнения проектов на районном конкурсе.

Основная школа

  • Участие во взаимном оценивании хода и результатов проектной деятельности.

Старшая школа

  • Выбор способа и формы представления проектов, подготовка сопроводительной документации.

Портфолио проектов

Начальная школа

  • Сохранение материалов, сопровождающих проект, в папках на компьютере.

Основная школа

  • Представление материалов, сопровождающих проект, в коллективном портфолио.

Старшая школа

  • Представление материалов, сопровождающих проект, в индивидуальном цифровом портфолио.

Сами критерии описываются по следующей схеме:

  • критерии;
  • показатели (дескрипторы);
  • маркеры (баллы).

Пример критериев – в таблице 7.

Таблица 7

Критерии

Показатели реализации критериев

Маркеры

2

1

0

Используются разные источники информации

Использованы “бумажные” источники информации (книги, статьи) (не менее двух).
Использованы электронные источники информации (не менее двух).
Проведено сравнение информации в разных источниках.

Подготовлена презентация для представления проекта

В презентации представлены: проблема и тема проекта, цель и задачи проектной деятельности, дано описание проектного продукта, имеются краткие выводы.
Соблюдены правила представления информации в презентации: слайды имеют заголовки, четкая информация на слайде, использованы шрифты не менее 18 пт, выбран подходящий шрифт (по цвету).
Презентация имеет четкую структуру.


Проектная деятельность в начальной школе

В начальной школе основная задача – мотивация учащихся к выполнению проектов, формирование понимания, что такое учебный проект, зачем их нужно выполнять.

При выборе проблем и тем проектов главное правило – проект должен быть полезным для учащихся, иметь социальную направленность, носить воспитательный характер.

Проект должен по возможности быть межпредметным, обеспечивающим интеграцию предметов, изучаемых в начальной школе. Также очень важно, чтобы обеспечивалась пропедевтика предметов, которые будут изучаться в основной и старшей школе.

В соответствии с требованиями обновленных ФГОС большое внимание в настоящее время уделяется формированию функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Функциональная грамотность включает обязательные элементы: читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность и вариативные компоненты: финансовую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Поскольку именно в начальной школе закладывается фундамент для формирования функциональной грамотности, при организации проектной деятельности уделяется большое внимание её формированию.

В начальной школе необходимо проводить и индивидуальные, и групповые проекты. Учащиеся должны научиться работать в группах из 3-4 человек, распределять обязанности, нести ответственность и за собственный вклад, и за результат работы группы.

Проанализируем возможности организации проектной деятельности в начальной школе на примерах конкретных проектов.

Пример 1. Проект «Влияние веса школьного портфеля на здоровье школьников» (таблица 8)

Таблица 8

Автор идеи

Ильина Наталья Александровна

Уровень образования

Начальная школа

Тип проекта

Исследовательский. Групповой

Классы

4 класс

Компоненты содержания

Анатомия человека

Математическая грамотность

Читательская грамотность

Проблема и тема проекта, объект и предмет рассмотрения

Проблема: как вес школьного портфеля влияет на здоровье школьника?

Тема: Влияние веса школьного портфеля на осанку и здоровье школьников.

Объект и предмет рассмотрения: Осанка школьников во время ношения школьного портфеля.

Продолжительность выполнения

Среднесрочный

Цель и задачи

Цель: Выяснить, как вес школьного портфеля влияет на здоровье школьников.

Задачи:

  1. Определить, из чего складывается понятие «здоровье школьника».
  2. Узнать, какого веса производятся школьные рюкзаки.
  3. Выяснить, как вес школьного рюкзака влияет на опорно-двигательный аппарат школьников.
  4. Определить, какой вес рюкзаков у одноклассников в пустом и собранном виде.
  5. Определить, что является главным для родителей при выборе школьного рюкзака.
  6. Разработать рекомендации для учащихся по сбору портфеля в школу.
  7. Оформить памятку по сбору рюкзака с помощью инфографики.
  8. Подготовить презентацию проекта для представления на районном конкурсе в программе PowerPoint.

Планируемые результаты деятельности

  • проводить анкетирование и анализировать результаты;
  • делать круговые диаграммы;
  • работать с фотоматериалами;
  • создавать с инфографику;
  • представлять свою работу перед различной аудиторией и в различных формах.

Продукт проектной деятельности

  1. «Памятка для учащихся начальных классов по правильному сбору школьного рюкзака» (инфографика).
  2. Буклет с результатами проведенного исследования по весу рюкзаков.

Цифровые ресурсы для создания продукта

Сайт https://presentation-creation.ru с шаблонами для создания презентаций и инфографики.

В данном проекте очень важная составляющая – исследование веса рюкзаков у одноклассников. Учащиеся должны составить анкету, провести анкетирование, получить и обработать результаты и представить их в виде буклета.

В ходе выполнения проекта учащиеся получают первое представление о диаграммах, их видах и правилах построения. Пример диаграммы – на рис. 11.


Рис. 11. Диаграмма “Вес рюкзака”

Пример 2. Проект «Живая еда» (таблица 9)

Таблица 9

Авторы идеи

Андреева Ольга Станиславовна

Данилова Елена Александровна

Уровень образования

Начальная школа

Классы

4 класс

Содержание

Окружающий мир

Математика

Диетология

Тип проекта

Исследовательский

Групповой

Проблема и тема проекта, объект и предмет рассмотрения

Проблема: Как питание в школе влияет на здоровье учеников?

Тема: Школьное питание.

Объект: Питание 4-классников в школьной столовой и дома.

Предмет: Сбалансированность и польза питания в школьной столовой.

Продолжительность выполнения

Среднесрочный

Цель и задачи

Цель: Провести исследование питания одноклассников и выработать правила правильного питания для пропаганды здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое здоровое питание. Пройти обучение на сайте Новосибирского института гигиены по программе «Основы здорового питания».
  2. Узнать, как в школьном меню учитываются требования к здоровому питанию.
  3. Выяснить, как питаются ученики 4 класса в школе и дома.
  4. Разработать рекомендации для учащихся по правильному питанию. Оформить памятку с помощью инфографики.
  5. Провести игру для учащихся младших классов «Скатерть-самобранка».
  6. Выступить с презентацией результатов проекта перед одноклассниками и на районном конкурсе.

Планируемые результаты деятельности

Обучающиеся научатся:

  • считать проценты для использования их в линейных и круговых диаграммах в программе PowerPoint;
  • проводить анкетирование, анализировать результаты и составлять графики;
  • использовать цифровые ресурсы для создания фотоматериалов;
  • выступать перед различной аудиторией;
  • выступать в роли организаторов деятельности других учащихся;
  • использовать программу создания инфографики.

Продукты проектной деятельности

  1. Презентация ремейка передачи «Живая еда» в программе PowerPoint
  2. Памятка по правильному питанию в программе инфографики
  3. Игра «Скатерть-самобранка» для первоклассников

Цифровые ресурсы для создания продукта

https://presentation-creation.ru/infographics-templates.html

В проекте учащиеся знакомятся с новой для себя областью знаний – диетологией. Диетология обычно определяется как область медицины, изучающая вопросы лечебного и профилактического питания человека и животных.

Сегодня, как известно, дети часто употребляют нездоровую еду, не понимают, почему нужно есть здоровую и живую еду.

Проект в какой-то мере можно рассматривать как предпрофориентационный, поскольку он знакомит учащихся с такой профессией, как диетолог (специалист в области правильного питания).

Очень велика пропедевтическая значимость проекта: учащиеся получают первоначальные знания о процентах, учатся строить графики и диаграммы, узнают, что такое “калория”. Таким образом, вводятся важные математические и физические понятия.

В процессе выполнения проекта учащиеся 4-го класса создают игру для своих младших товарищей и могут принимать участие в проведении такой игры.

Пример 3. Проект «Кукольный спектакль «Домовенок Кузька» (таблица 10)

Таблица 10

Автор идеи

Федорова Наталья Анатольевна

Уровень образования

Начальная школа

Классы

3 класс

Содержание

Литература

Театральное творчество

Художественное творчество

Тип проекта

Творческий

Прикладной

Групповой

Проблема и тема проекта, объект и предмет рассмотрения

Проблема: Как поставить кукольный спектакль для участия в районном конкурсе «Литературный юбилей»?

Тема: Кукольный спектакль по сказке Т.  Александровой «Домовёнок Кузька».

Объект: кукольный спектакль.

Предмет: пальчиковый театр.

Продолжительность выполнения

Долгосрочный

Цель и задачи

Цель: поставить кукольный спектакль для показа.

Задачи:

  1. Выбрать художественное произведение для постановки.
  2. Распределить творческие поручения по группам: «актеры», «творческая мастерская».
  3. Создать сценарий по тексту сказки, распределить и разучить роли, подобрать звуковое оформление, изготовить декорации и кукол.
  4. Узнать об истории перчаточных кукол и о работе бутафора.
  5. Создать цифровую афишу.
  6. Отрепетировать и показать спектакль родителям, дошколятам и ученикам 1-х классов. Выступить на районном конкурсе «Литературный юбилей».
  7. Собрать отзывы о спектакле.
  8. Провести выставку поделок первоклассников по спектаклю «Домовёнок Кузька».
  9. Разместить отзывы и фотографии спектакля на сайте «Новости 212».

Планируемые результаты деятельности

Предметные

Навык поведения на сцене и за кулисами.

Элементарные навыки использования средств театральной выразительности.

Личностные

Формирование познавательного интереса к культуре театра.

Обучающиеся научатся:

  • изготавливать пальчиковые куклы и реквизит для спектакля;
  • управлять куклами и выразительно произносить текст;
  • подбирать и использовать аудиосопровождение;
  • работать на компьютере с разными видами информации (текст, рисунок/фото, звук).

Продукты проектной деятельности

  1. Кукольный спектакль «Домовенок Кузька»
  2. Афиша спектакля (в цифровом и печатном видах)
  3. Выставка поделок

Цифровые ресурсы для создания продукта

История пальчикового театра: https://infourok.ru/tvorcheskaya-rabota-palchikoviy-teatr-3535537.html

Театральные профессии: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2021/02/06/teatralnye-professii

Текст сказки «Домовёнок Кузя»: https://nukadeti.ru/skazki/domovjonok_kuzya

В данном проекте необычный продукт проектной деятельности – кукольный спектакль. Соответственно учащиеся при выполнении проекта могут играть разные роли: режиссер, артисты, декораторы, осветители, костюмеры, билетеры, распространители программ и др. Это может быть коллективный проект с большим количеством участников.

Важным результатов проекта является формирование читательской грамотности. Для того чтобы поставить спектакль и сыграть определенные роли, литературный текст нужно прочитать совсем по-другому: вдумчиво, внимательно, с карандашом в руках.

Одним из направлений проекта может быть изучение истории кукольного театра в России на примере Большого театра кукол Санкт-Петербурга. Учащимся можно также предложить экскурсию в закулисье Кукольного театра (https://puppets.ru/excursion/2).

Таким образом, около проекта может быть выстроена большая система воспитательной и просветительской работы.


Проектная деятельность в основной школе

В основной школе проектная деятельность обучающихся должна быть организована как неотъемлемая часть образования в соответствии с ФГОС ООО, направленная на повышение мотивации и эффективности учебной деятельности. Программа развития универсальных учебных действий основной школы должна включать формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Тематика проектов формируется на начало учебного года руководителем проектной деятельности с учетом мнений и пожеланий педагогических раотников школы, условий реализации проектной деятельности (технических и технологических возможностей школы) и пожеланий учащихся.

Проект “География и история России на денежных знаках” (таблица 11)

Таблица 11

Авторы идеи

Косаренко Наталья Олеговна, Воронкова Алена Леонидовна, Салимгареева Полина Игоревна, Розова Виктория Сергеевна

Уровень образования

Основная школа

Классы

5–9

Предметы

История, география, английский язык (страноведение)

Проблема и тема проекта

Проблема. Являются ли денежные знаки своеобразным источником информации при изучении географии и истории России? Не теряем ли мы часть своей истории, заменяя деньги на пластик?

Тема: «Музей в кармане» или купюры о географии и истории России

Объект и предмет рассмотрения

Объект: бумажные денежные знаки Российской Федерации.

Предмет: отражение географии и истории России на бумажных купюрах.

Продолжительность выполнения

Краткосрочный (3 месяца)

Тип проекта

Групповой (5 человек в группе)

Цель и задачи

Цель: расширить знания по географии и истории за счет изучения историко-географических объектов на современных денежных знаках Российской Федерации.

Задачи:

  1. Найти и изучить информацию о современных денежных купюрах Российской Федерации.
  2. Познакомиться с особенностью географического положения городов, изображенных на денежных знаках.
  3. Узнать о достопримечательностях этих городов.
  4. Произвести опрос учащихся по теме работы.
  5. Создать интерактивную карту городов, изображенных на денежных купюрах, и комплекс интерактивных упражнений по теме проекта.

Продукт проектной деятельности

Интерактивная карта городов и комплекс интерактивных упражнений по теме проекта

Цифровые ресурсы для создания продукта

https://forms.yandex.ru/admin/ — Yandex-формы для создания опросов и анкет

https://etreniki.ru/ — онлайн-конструктор учебных тренажеров

https://learningapps.org/createApp.php — создание интерактивных упражнений

https://www.thinglink.com/ — ресурс для создания карты и генерации QR-кодов

https://umaigra.ru/ — ресурс для создания игр

Важной особенностью этого проекта является необходимость комплексной работы с интернет-ресурсами. Учащиеся сначала изучают денежные знаки, затем определяют географические объекты, на них изображенные, и наконец ищут информацию об этих объектах.

Денежные знаки Российской Федерации

Красноярск

Санкт-Петербург

Ржев (Ржевский мемориал)

Севастополь (Памятник затопленным кораблям)

Архангельск

Ярославль

Владивосток (Русский мост)

Хабаровск

Сайты по тематике проекта

В проекте можно запланировать создание интерактивных экскурсий по объектам, изображенным на денежных знаках. Для этой цели можно использовать программу iziTravel.

Izi.TRAVEL – это бесплатная интернет-платформа, где профессионалы и путешественники делятся своими тематическими аудиогидами, связанными с путешествиями, культурой и искусством.

Используя этот ресурс, можно выбрать объект на карте, записать аудио, составить викторину. Можно загрузить изображения объекта.

Польза выполнения такого проекта в том, что учащиеся получают представление о том, что учиться, приобретать знания можно очень разными способами.


Проектная деятельность в старшей школе

В старших классах учащиеся выполняют индивидуальные итоговые проекты, которые подводят итог работы в рамках проектной деятельности.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
  • художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  • отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

При организации проектной деятельности в старших классах особенно важно обеспечить следующие моменты:

  1. углубление знаний по учебным предметам в соответствии с выбранным профилем обучения;
  2. межпредметную интеграцию материала;
  3. ориентацию учащихся на создание серьезных цифровых продуктов проектной деятельности, требующих освоения сложных компьютерных программ;
  4. организацию работы по профессиональной ориентации с целью продемонстрировать учащимся новые направления профессиональной деятельности, которые можно выбрать

Рассмотрим пример одного из таких проектов.

Проект для системы среднего общего образования “Искусственные спутники Земли” (таблица 12)

Таблица 12

Авторы идеи

Хотина Юлия Петровна, Сухорукова Елена Владимировна, Михайлова Светлана Юрьевна, Михайлова Ирина Евгеньевна

Уровень образования

Старшая школа (среднее общее образование)

Классы

10–11 класс

Предметы

Астрономия, физика, информатика, математика

Тип проекта с точки зрения организации деятельности

10 класс – групповой этап (малые группы по 3-5 человек), 11 класс – индивидуальный этап.

Проблема и тема проекта, объект и предмет рассмотрения

Проблема

Основной вопрос: Как работают искусственные спутники земли (ИСЗ)?

Вспомогательные вопросы (подпроблемы)

Почему большинство прикладных ИСЗ имеют эллиптическую орбиту?

Как рассчитывается орбита спутника?

Чем обусловлен выбор точки запуска?

Как и в какие интервалы времени спутник «сбрасывает» информацию на Землю?

Тема:

Искусственные спутники Земли – космические помощники человечества

Объект изучения: искусственные спутники Земли

Предмет изучения: орбита ИСЗ, ее характеристики, особенности запуска и связь с Землей

Продолжительность выполнения

Долгосрочный: 1-й год – групповая, 2-й год – индивидуальная работа

Этапы выполнения проекта

1-й год, 10 класс

  1. Изучение базового материала:

    • по математике (эллипс, уравнение эллипса, график эллипса, зависимость вида эллипса от параметров);
    • по астрономии (законы Кеплера);
    • по физике (космические скорости).
  2. Посещение музея космонавтики.
  3. Наблюдение за движением ИСЗ с использованием онлайн веб-камер.
  4. Работа с сайтом https://cosmos-online.ru
  5. Знакомство с видео: Движение искусственных спутников Земли. Практическая работа https://youtu.be/BwveO2XDaQ8.

Основной результат первого года работы над проектом: приобретение необходимых базовых знаний (они не являются обязательными в школьной программе).

Продукт проектной деятельности по итогам первого года – обзор “Искусственные спутники Земли”, который может быть оформлен в виде буклета, брошюры, сайта и др.

2-й год, 11 класс

  • Выбор типа спутника (биоспутники, спутники дистанционного зондирования Земли, метеорологические спутники, геодезические спутники, навигационные спутники, спутники связи, спутники наблюдения).
  • Создание и описание 3D-модели орбиты.

Продукт проектной деятельности по итогам второго года работы над проектом – 3D-модель орбиты спутника.

Цель и задачи

Цель:
Создать 3D-модель орбиты ИСЗ

Задачи:

  • Посетить музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко, Иоанновский равелин Петропавловской крепости.
  • Изучить классификацию ИСЗ.
  • Изучить свойства эллипса как геометрической фигуры с использованием графического калькулятора Desmos и характеристики эллиптической орбиты.
  • Научиться рисовать эллипс по заданным характеристикам с помощью библиотеки Arcade на языке Python.
  • Изучить особенности запуска ИСЗ с эллиптической орбитой.
  • Научиться делать расчеты характеристик орбиты ИСЗ в системе КОМПАС-3D.
  • Построить модель в системе КОМПАС-3D.

Продукт проектной деятельности

3D-модель орбиты ИСЗ

Форма представления проекта

Фильм об использовании и алгоритме запуска прикладного ИСЗ с эллиптической орбитой

Цифровые ресурсы для создания продукта

Программа Desmos, система КОМПАС-3D, электронная библиотека, учебный тренажер по физике, онлайн-компилятор для Python со средой программирования PyCharm, программа для монтажа видео.

Проект ориентирован на учащихся физико-математического профиля.

На первом этапе выполнения проекта учащиеся изучают дополнительный материал по математике, связанный с геометрической фигурой “эллипс” и его основными характеристиками.

Учащиеся знакомятся с уравнением эллипса

\[\frac{x^{2}}{a^{2}} + \frac{y^{2}}{b^{2}} = 1\]

и исследуют зависимость вида эллипса от значений параметров a и b с использованием графического калькулятора Desmos (рис. 12).


Рис. 12. График эллипса

Изучение этого материала очень значимо для курса математики, так как учащиеся могут лучше осознать понятие “параметр”, понять, что уравнение окружности является частным случаем уравнения эллипса. В определении эллипса вводится важное понятие “фокус эллипса”, которое затем используется в курсе астрономии.

Дополнительный материал по астрономии связан с изучением законов Кеплера на примере движения планет (рис. 13). Математические понятия (эллипс, фокус эллипса) сразу же активно используются в астрономии. Таким образом, органично происходит межпредметная интеграция.


Рис. 13. Орбиты планет

При создании продукта проектной деятельности учащиеся должны рассчитать и смоделировать орбиту искусственного спутника Земли. Для моделирования используется программа Компас.

«Ко?мпас» — семейство систем автоматизированного проектирования, универсальная система автоматизированного проектирования, позволяющая в оперативном режиме выпускать чертежи изделий, схемы, спецификации, таблицы, инструкции, расчётно-пояснительные записки, технические условия, текстовые и прочие документы. Система «Компас-3D» предназначена для создания трехмерных ассоциативных моделей.

Ценность данного проекта на втором этапе в том, что учащиеся выбирают разные виды искусственных спутников Земли и для них моделируют орбиты. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается единый подход к моделированию, с другой стороны, происходит дифференциация.

Данный проект полностью соответствует принципам STREAM подхода (таблица 13).

Таблица 13

S

В процессе выполнения проекта систематизируются и углубляются знания по физике, астрономии

T

Технологический аспект проявляется в выборе программы для создания продукта проектной деятельности – программа Компас

R

Для подготовки проекта используется большое количество источников информации, учащиеся работают с «бумажными» и электронными текстами

E

Инженерный аспект – это процесс расчета и моделирования орбит

A

Гуманитарный аспект может проявляться в изучении истории искусственных спутников Земли

M

Важную роль играет развитие знаний по математике

Информационные ресурсы для проекта:


Использованные информационные ресурсы

  1. Андреева, М.С. Проектная деятельность как дополнительный ресурс реализации системно-деятельностного подхода в обучении/М. С. Андреева // Вестник Белгородского ИРО. - 2019. - №2. - С.50-55.
  2. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - М.: Стандартинформ, 2018. - 128 с.
  3. Блинов, В.И., Сергеев, И.С., Есенина, Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Перо, 2019. - 24 с.
  4. Ваганова, Ю.В. Проектная и исследовательская деятельность старшеклассников общеобразовательной организации в условиях дистанционного обучения [Текст] / Ю. В. Ваганова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №6. - С.20-22.
  5. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17
  6. Галкина, Е.А. Проектно-исследовательская деятельность учащихся как условие формирования естественно-научной грамотности [Текст] / Е. А. Галкина, Л. В. Азарова // Биология в школе. - 2022. - №5. - С.58-66.
  7. Громова, Л.А. Функциональная грамотность и проектная деятельность: зачем они школе?// Школьные технологии. - 2021. - №3. - С.36-42.
  8. Журавская, А.Е. Лайфхаки для учителя: проектная деятельность на 1-2-3 (на примере Мобильного электронного образования) // Методист. - 2022. - №4. - С.9-10.
  9. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. - 590 с.
  10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 18.07.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). [Электронный ресурс]. URL: https://school.unn.ru/assets/files/docs/Образовательные%20стандарты/ФГОС%20НОО-2022.pdf. (Дата просмотра 01.04.2023)
  11. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (Дата просмотра 01.04.2023)

 

 

 

 

 
 

 
 

 

 

 

Сетевое издание «Информатизация. Образование. Качество»

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-76160 от 03.07.2019 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и издатель: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»

Адрес редакции: 190068, г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр-т, д. 34, лит. Н

Главный редактор: Лебедева Маргарита Борисовна

 
   
Яндекс.Метрика